"РЭП должен быть бунтом, РЭП должен быть достойным продолжением наследия бунтарей прошедших столетий, таких как Джорж Байрон, Артур Рембо, Владимир Маяковский…" (Алексей "Грюндиг" Перминов. "Манифест уличного поэта современности")

Идея сравнить то, что заставляют читать учащихся в школе к урокам литературы и то, что звучит в наушниках (зачастую на тех же уроках) сама по себе не феноменальна. Многие МС в текстах именуют себя поэтами\литераторами\философами, правда, не уточняя деталей: к какому именно культурному течению ближе их творчество. Фактически рэп, изначально противопоставленный массовой культуре и общественному вкусу, является в наше время чуть ли не единственным "последователем" традиций классической поэзии, которую читают и любят хотя бы за то, что это классика.
Основной общей чертой поэзии Золотого и Серебряного веков русской литературы и рэп-лирики оказывается, естественно, содержание. Социальные проблемы с годами (а то и веками), даже если и меняются, то в количестве почему-то не уменьшаются, и создают одинаково плодотворную почву для появления как "Страшного мира" Александра Блока, так и "ТХАП" Ю.Г.а.
Поразмыслив, многим личностям русского рэпа можно найти "коллег" по творческому цеху среди поэтов XIX - начала XX веков. Разочарованный романтизм и дотошный самоанализ Da B.O.M.B. перекликается с творчеством Лермонтова. Сравните:

…Все то, что было,
Мы изменить не в силах.
Уже случилось, переболело и остыло
Что будет - неведомо обычным людям
По воле судеб пусть будет то,
Что будет
(Da B.O.M.B. "То, что было…", 2004 г.)

и

…Я не крушуся о былом,
Оно меня не усладило
Мне нечего запомнить в нем,
Чего б тоской не отравило!..
(М.Ю. Лермонтов "Стансы", 1828 - 1836 гг.)

или

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
(М. Ю. Лермонтов "Гляжу на будущность с боязнью", 1841 г.)

Социально-политическая проблематика, характерная для поэзии декабристов и революционеров XIX века (настоящие поэты - они же почти всегда против режима), очевидна в текстах Sixtynine. На альбоме "Выживу - стану крепче" интеллигентность (скрытые и явные цитаты, например, Пелевина) органично сочетается с максимализмом, вроде пожеланий "Пошли бы вы на!..", что и роднит Sixtynine с утопическими, максималистскими, но всегда осознанными политическими идеалами, например, Пушкина, Лермонтова или Рылеева.
В XIX веке Севzквад, скорее всего, были бы символистами: насыщенные аллегориями, метафорами и образами тексты, в которых рядовые для хип-хопа темы раскрываются и переосмысляются по-новому - чем не "беглый язык намеков, недосказов", как Иннокентий Аннинский именовал символизм?

Хочет каждый через легкий, протяжный
Механизм проникать в бумажники,
На абордаж брать, но можно оказаться
В наморднике или багажнике… (Севzквад "Во весь рост", 2004 г.)

Лирика на сольном альбоме Джипа напоминает творчество Даниила Хармса упрощением серьезных тем, тяготеющим к примитивизму, ощущаемой и необъяснимой "детскостью" (для сравнения: "Детская считалка" Джипа и "Бульдог и таксик" Хармса).
Типичный Ритм, наверное, единственная рэп-группа, чье творчество посвящено природе. В этом их можно сравнить с Есениным, который в то время, когда творческая братия из кожи вон лезла в поисках неординарных тем для произведений, по-провинциальному просто и душевно воспевал русские пейзажи.
"Аналога" для близкого к абстракции стиля KRec среди русских классиков найти не просто, зато можно обнаружить много общего у питерских исполнителей с французским поэтом Шарлем Бодлером. Глубокие размышления в контексте бытовых зарисовок, местами напоминающие наркотический бред с вкраплениями деталей реального мира - все это роднит бодлеровский "Парижский сплин" с "Нет волшебства".
Традиции классики продолжаются не только тематикой, но ритмикой r&b и рэпа, что, кстати, подтверждено использованием многими МС произведений классиков в оригинале (лирика Цветаевой в треке Фиста "Осенью лето", стихотворение Есенина в ставшей уже классикой рэпа песне DA 108 "Московский Гуляка")
Чем больше ценится в рэпе нестандартная рифма и индивидуальный стиль, чем реже встречаются зарифмованные глаголы и строчки, оканчивающиеся на "фальши - дальше - раньше" или "день-тень", тем больше общего у хип-хоп поэзии и футуризма. Футуристы (самый, пожалуй, известный из которых - Маяковский), так и не "усыновленные" классической поэзией, но и народным вниманием не обделенные, предпочли оригинальность и новизну, отказавшись признавать какие-либо правила: от стихотворных размеров до орфографии. Например, критикуемые до сих пор составные рифмы - их, футуристов, рук дело. Сравните:

Из сел иди, из рОЩ ИДИ
К высокой лобной плОЩАДИ…
(Игорь Северянин)

и

…Где сосунки НА МЕРИНАХ
Имеют НАМЕРЕНЬЯ к бабам…
(Big Black Boots)

Прием многократно повторенной рифмы, в литературе именуемый ассонансом (созвучие), а в рэпе после выхода второго сольника ШЕFFа известный как ломаный слог - излюбленная фишка того же Маяковского:
Лет до СТА РАСТИ нам без СТАРОСТИ
Год от ГОДа РАСТИ нашей БОДРОСТИ…

…и то же у Джи Вилкса:

ФонтАН до небес, табло авангарДА
По развитию - УганДА,
А так - NUMBER ONE…

Иногда стихотворение строиться на одном только созвучии (рифмой вроде бы и не пахнет, но складность строк чувствуется), или же ассонанс сочетается с точной рифмой:

…Молоды, но уже ветераНЫ, стариКИ,
МонсТРЫ музыКИ, осТРЫ на языКИ
ПолНЫ отваГИ…
(Лигалайз, "Back together", 2004)

и

У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че
(В. Маяковский, 1913)

Русский рэп продолжает начатое футуристами переосмысление рифмы как непременного атрибута поэзии. Игра слов и звуков иногда просто не поддается описанию:

Мои слова меняют смысл,
Между строк можешь смотреть
Местами слизывать моменты считки…
(Sir-J "М.С. М.С.", 2004 г.)

Соло самой весомой персоны
С профессией эМСи из сборной России
С Сто Про гарнизона с Бэд Би в унисоне
Эл соло…
(Al Solo "Соло самой весомой персоны", 2004 г.)

И, на мой взгляд, беспрецедентный пример умения владения рифмой от Big Black Boots:
…Прямо из горла хип-хоп тебе прямо в лоб и ты труп,
Как будто тебя беломором торкнуло.
Проволокой пробей в ухе пробку, попробуй просто выговори
Хип-хоп не просто выговор, это приговор,
Это мир для фигур крупнокалиберных…

Чем еще похожи рэпперы и футуристы - так это борьбой за чистоту культурного направления. Представители четырех течений в футуризме "всегда притязали на роль единственных выразителей художественных ценностей подлинного футуризма, противопоставляя себя при этом своим собратьям - врагам, которые расценивались как самозванцы и неумелые плагиаторы"*. Ситуация явно что-то напоминает, не правда ли?... А все потому, что и рэп, и футуризм стали направлениями, в которых правила и каноны сведены к минимуму и практически не ограничивают диапазон затрагиваемых в песнях\стихах проблем и способов исполнения\выражения, из-за чего культура каждым понимаются по-своему. Отсюда и противоречия.
Постмодернизм - культурное течение второй половины двадцатого века, которое по многим пунктам также можно отождествить с рэпом. Одна из основных идей постмодернистов - уверенность в том, что все гениальное и вечное уже давным-давно создано, и сотворить что-то абсолютно новое практически невозможно (а потому эти товарищи без зазрений совести переделывали на свой лад стихотворения, например, того же Есенина). Основанная на сэмплах музыка, фольклор, цитаты, а то и целые куплеты\припевы на основе произведений классиков или песен советских времен доказывают частичную солидарность рэпперов с постмодернистами в этом вопросе.
И еще одна важная "литературная" особенность российского рэпа. Рэп вместил в себя все возможные культурные направление предшествующих веков, в том числе и такие противоречивые, как футуризм (постоянное стремление к новизне) и постмодернизм (обращение к старому). Но самое главное литературное течение, повлиявшее на рэп - это романтизм. Прежде всего, потому, что хип-хоп культура, как, впрочем, и всякая другая субкультура, изначально являлась культурой протеста, бунтом. А романтизм - это вовсе не любование луной и восхищение цветочками, как почему-то ошибочно полагают многие, путая его с сентиментализмом. Романтизм - это прежде всего бунт и борьба, зачастую выраженные в нарочитом противопоставлении лирического героя окружающему миру. А в рэпе этот бунт приобретает часто жесткий, циничный характер (что само по себе, кстати, парадоксально - циничный романтизм!)

Остается только надеяться, что большинство представителей хип-хоп общественности знакомо с творчеством Маяковского не только благодаря слогану "Ешь ананасы, рябчиков жуй…", и не считает, что Блок - это чувак который пишет тексты для рекламы мобильной связи. В таком случае окажутся не напрасными не только мои старания, но и старания людей, которые неоднократно подчеркивали уникальность рэпа как музыкального направления, доказывая, что рэп - не просто музыка и уж никак не "гарлемские частушки" (распространенное обывательское мнение), а неповторимый симбиоз музыки и поэзии.

* энциклопедия "История русской литературы: Серебряный век"

_______________________________________________________________________________________________________

                                               Рэп - тень современной поэзии

«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души», - сказал когда-то первый, кто соединил маршевую ритмику и стилевую поэтику улицы, другими словами, первый рэпер В.Высоцкий. Правда, ещё были пионеры, которые тоже шагали под речитатив: « Кто шагает дружно в ряд»? И это тоже и завлекало, и мобилизовало, и строило,… и т.д., и т.п., и др. И, наверное, это были первые, плацентарные огрызки рэпа. Эй, скажите, а правда, рэп это поэзия? Не знаю, милый, потому как в вопросе что такое поэзия, пока не определился. Ну, складно, ну, весело, ну, цепляет, а уж поэзия или нет… Давай думать.

Когда А.Камю вскрыл наитончайшим лезвием философского анализа суть и сущность бунта, то о том, что когда-то появится такая хреновина как рэп, никто и не догадывался. Двадцатый век всю свою вторую половину захлёбывался от политических дрязг и соплей, холодной войны и противостояния миров. Над всем этим делом тяжело ухал хард рок, немыслимо извращаясь визжал панк рок, скулил Крис Норман и сладковатый дымок клубился прямо в Space, то есть в космос, а ещё правильнее - в Париж, Францию, транзит. Где рэп? Кто такой рэп? Что, пацаны, бу-нту-м? А почто бун-тум? Бунт обречён? На-кась, выкуси!

Есть такая крамольная мысль. Пионеров убили, комсомольцев тоже, прокляли всё, что с ними было связано, и потерялись поодиночке. А поодиночке страшно, хочется вместе, а вместе нельзя ни шагать, ни петь, ни танцевать, ни маршировать. Сами прокляли. И! Что осталось? Тупо мотать длинными сальными патлами под трясучку трэша? Не вставляет! Ни душе, ни сердцу. Как бы это опять, чтобы вместе и чтобы маршево, и чтобы мысль была, и чтобы подвигаться в кайф. Так это же и есть рэп!

Давай литературно обработаем лозунг, добавим эклектики, крамолы, футурслогов, подсластим романтизмом, разбавим модерном и символизмом, вставим «соль» движений – готово. Получите рэп на асфальтовом блюдечке с бунтарскою каемочкой.

Соберем литературные составляющие. Все атрибуты поэзии или поэтики присутствуют вполне, следовательно, разговор о том, поэзия ли рэп, смысла не имеет. Другое дело, что разговор о рэпе как о новой молодёжной субкультере, а о хип-хопе как авангардной музыкальной форме может статься, и нужен и своевременен.

Сегодня западный рэп уже пережил основной бунтарский период (гангстерский рэп конца восьмидесятых Snoop Dog) и тексты по всему периметру рэп музыки стали мягче, более сдержанны, наполнены смыслом и чувством, то есть рэп «оджентельменился» и стал ещё одной важной частью молодёжной культуры.

К концу прошлого века Рэп добрался до России разлился вширь по деревням и весям из академических столиц Москвы и Санкт Петербурга. Легальный бизнес, Kasta, Bad Balance, Дерево жизни, потихоньку приучили народ к тому, что агрессивный речетатив можно встретить не только на улицах Нью Иорка. А потом пришло понимание того, что этот агрессивный речетатив может быть не только агрессивным, но, также и нежным, страстным, задумчивым,… короче, спор о том поэзия ли рэп, – закончился.

Как и всякая поэзия хип-хоп может включать в себя посредственные тексты и как и в любой другой поэзии плохие поэты напишут плохие стихи, а хорошие (Бас Беттхер) поэты - стихи хорошие.
Слушаю ты говоришь с того края.
твой голос растворяется.
И я ускользаю
в реале анимации на матрицу твоего матраца...
( Бас Беттхер).

Мы можем любить рэп или ненавидеть его, единственное, что у нас не получится - это не замечать его. Пройдет время и появятся новая молодёжная субкультура, мы ещё не знаем какая, но без сомнения музыку (Dr. Dre) и (Eminem) будут помнить их фанаты также как своих кумиров помнили фaнаты Битлз или Дип Перпл.