Amadeo Rap Battles

Amadeo Battles

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Amadeo Battles » Школа Игры Слов » Справочник по стихосложению


Справочник по стихосложению

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

В этом разделе я буду выкладывать информацию по видам стихотворений и способам их написания.

+2

2

СТИХ. ВИДЫ СТИХА.
  БЕЛЫЙ СТИХ  – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
                                (А. Кольцов)

Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
                              (Н. Карамзин)

В каком году  - рассчитывай,
В какой земле  - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
                            (Н.А. Некрасов)

Далёким предком белого стиха был т.н.  БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и  европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

                        О том. что ждёт нас, брось размышления,
                        Прими, как прибыль, день нам дарованный
                        Судьбой, и не чуждайся друг мой,
                        Ни хороводов, ни ласк любовных.

                                                            (Гораций)

Т.о. белые стихи, в отличие о безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.
Так, идем дальше!
ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.

                                 Она пришла с мороза,
                                 Раскрасневшаяся,
                                 Наполнила комнату
                                 Ароматом воздуха и духов,
                                 Звонким голосом
                                 И совсем неуважительной к занятиям
                                 Болтовнёй.

                                                               (А. Блок)

  ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб)  - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.

                     ...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
                                           На ель ворона взгромоздясь,
                      Позавтракать было совсем уж собралась...

                                                                           ( И.А. Крылов)

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ
- стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ,  АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Традицию холостых стихов русские поэты переняли  из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи.

Я, к мачте прислонясь, стоял,
За валом вал считая,
Корабль летит вперёд быстрей, -
Прощай, страна родная!

                                 (Г.Гейне)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

              (А.Н. Плещеев)

От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.

Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне...

                            (Д. Минаев)

Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!

                                 (А.Блок)

Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь... носки!

                                (Саша Чёрный)

РИФМОИД  – стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется.

                        А если я вас когда-нибудь крою
                        И на вас замахивается перо–рука,
                        То я, как говорится, добыл это кровью,
                        Я больше вашего рифмы строгал.

                                                                 (В. Маяковский)

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

          Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -
          Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
          Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
          Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

                                                                                                                  (И. С. Тургенев)

МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих)  – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый  в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.  К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.

                                              (Омар Хайям)

Пример старинного европейского монорима:                                           
  Моноримы в музее рифмы...
                         Холодеет жар камина,
                         Смолкли звуки пианино,
                         Отзвучала каватина...
                         Где ж иных небес картина,
                         Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.
Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.

                                       (И.А. Крылов)

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

                               (М. Цветаева)

Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

                            Села Алеся
                            с печи ноги свеся,
                            Не смейся, Алеся,
                            а на печи грейся.

                                (русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

                        Но еже к Богу верою вооружився,
                        и креста честного силою укрепився,
                        и молитвами пречистые Богородицы защитився,
                        и предстательством небесных сил оградився,
                        и Богу помолився...

                                                 ("Задонщина", 14 век)

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ  – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

                                        Антисемит Антанте мил.
                                        Антанта сборище громил.

                                        Большевики буржуев ищут.
                                        Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

                                         Вильсон важнее прочей птицы.
                                         Воткнуть перо бы в ягодицы…
                                                                     (В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих)  – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в  поэзии Средневековья. Подробно об акростихе см. в Словаре поэтических терминов, больше примеров см. в Музее рифмы.

Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.
Искусство слов и их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,
Летящих в неизвестность фраз;
Осипшая от всех запретов,
Жизнь без притворства и прикрас.
Едва слышна тугому уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,
Елей лишь сердцу и Творцу.
                       (И. Блуменфельд)

Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им;
Утехой в бедствиях всего бывало боле;
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
                               (Нелединский-Мелецкий)

    Прозаики от рифмы далеки,
    От четкого размера, тайны света,
    Эфирного дыхания строки -
    Того, что позволяет стать поэтом.
                                  (Семён Цванг)

В ночной тиши сижу один.
Давно уж за полночь. Не спится!..
Остыл и спит во тьме камин.
Холодный чай. Перо.. Страница...
Ночная тьма глядит в окно.
Она лукаво обещает:
"Вот-вот - и явится ОНО!
Его ты жди! Не опоздает!"...
Но нет!.. И чистый лист не тронут.
И сон объял, как темный омут...
Ему придти - не суждено!...
                     (Вадим Цокуренко)

МЕСОСТИХ (от греч. mesos – находящийся в середине и stichos – стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию.

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.

                             (Карион Истомин)

ТЕЛЕСТИХ  - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

                    КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
                                      (И. Чудасов)

ЛАБИРИНТ - ещё один жанр визуальной поэзии, часто рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу, а также акроконструкция Валентина Загорянского.

ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
                 (В. Брюсов)

ЦЕНТОН    (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков)   – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных   стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги , сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

ПАНТОРИМ – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения.

                 Опьяняет  смелый  бег,
                 Овевает   белый   снег,
                 Режут  шумы    тишину,
                 Нежат  думы про весну.

                                           (В. Брюсов)

"Сорвано, уложено, сколото -
  Чёрное  надёжное  золото"

                          (В. Высоцкий)

ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) - стихотворение, все слова которого начинаются с  одной буквы.
В толковом словаре В.И. Даля приводится следующий пример:   Подробнее о тавтограмме    Больше тавтограмм...

                                    Пётр Петрович пошёл погулять.
                                    Поймал попугая  - понёс продавать.
                                    Просил полтину – получил половину.

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз  слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

                            Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
                            Качает виденья былого,
                            Мерцанье встречает улыбки сурово.
                            Страданье -
                            Глубоко - глубоко!
                            Страданье сурово улыбки встречает...
                            Мерцанье былого - виденья качает...
                            Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!

                                                                     (В. Брюсов)

РЕВЕРС - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.
В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза".  Жанр практически не разработан.

Глаза зелёные твои
Мне  будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.       

РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения  Из наиболее известных  - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).

                        Бог Отец, податель бессмертного существованья,
                        Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий...

В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.

                            Жизнь - игра желаний мимолётных,
                            Есть - пора мечтаний безотчётных,
                            Есть, потом, - свершений горделивых,
                            Скук, истом, томлений прозорливых...

                                                                 (В. Брюсов)

В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный  пограничник" .

                                    1   Стой!
                                    2   Видишь -
                                    3   Граница.
                                    4   Дальше нельзя,
                                    5   Не положено!
                                    6   Что, снова не спится?
                                    7   Хочешь туда, рожина?
                                    8   Там ведь повсюду  мафия,
                                    9   Кланы и эксплуатация!   
                                  10   Будь патриотом - в это болото
                                  11   Не лезь!.. без визы на эмиграцию.

ФИГУРНЫЙ СТИХ  – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо  фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу  в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи  в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в 17 веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий.  В 18-19 вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют  символисты (Брюсов) и модернисты (Кирсанов, Вознесенский). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение  в виде треугольников Апухтина:                                                                         

                        Проложен жизни путь бесплодными степями,
                             И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
                                  Спит сердце; скованы цепями
                                           И   разум,  и   уста
                                            И даль пред нами
                                                      пуста.

                          И вдруг покажется не так тяжка дорога,
                              Захочется и петь, и мыслить вновь.
                                 На небе звёзд горит так много,
                                       так бурно льётся кровь...
                                             Мечты, тревога,
                                                    Любовь!

                          О, где же те мечты? Где радости печали,
                               Светившие нам столько долгих лет?
                                    От их огней в туманной дали
                                         Чуть виден слабый свет…
                                               И те пропали,
                                                    Их нет.

                                                                (А. Апухтин)

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ   – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало.  Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:

                                             …Сидел на ветке
                                             Как-то глупый попугай.
                                             И  взлетая очень редко,
                                             Он смеялся с птичьих стай:
                                             «Будет дымка голубая,
                                             Красивее облака,
                                             Вот тогда и полетаю
                                             Выше всех, наверняка!»
                                             И решил он вниз спуститься,
                                             Сэкономить больше сил.
                                             Только ж надо так случиться:
                                             Он в силки и угодил.
                                             И теперь в красивой клетке
                                             Всё твердит: …


БУРИМЕ
(от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") – сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Форма буриме зародилась во Франции в первой половине 17-го века. История возникновения буриме обязана французскому поэту Дюло, который заявил, что написал 300 сонетов, но рукопись потерял. После массовых сомнений публики в таком большом количестве написанных стихов, Дюлло признался, что написал не сами стихи, а только заготовленные рифмы. После этого его коллеги по перу написали сонеты на рифмы-заготовки, а новая стихотворная игра вошла в моду и в 17-18 вв. была довольно популярным салонным развлечением. Известно также, что А. Дюма в 19 веке был огранизатором конкурса на лучшее буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений.
  В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом.  По этой причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено 4 пары рифм, и который мгновенно выдал замечательный экспромт.                                                                                               

заданные рифмы:
воздух - отдых 
игра - топора

Избу не возвести без друга-топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо - удачи свежий воздух.

недуг - досуг
земля - рубля

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.
Не трачу на лекарства ни рубля.
Дорогой под ноги мне стелится земля:
Природа для меня - лекарство и досуг.

ШАРАДА (от франц. charade - беседа, болтовня) – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

                                       Начало слова – зверь морской,
                                       В лесу растёт конец шарады,
                                       Отгадку в швейной мастерской
                                       Сошьёт портной вам, если надо.

                                                            (кит + ель = китель)

ЛОГОГРИФ - это усложнённая шарада, основой которой является метаграмма (слова с различием в одну букву). В примере ниже от слова "победа"  в каждой строчке отнимается по одной букве.

                                        На фабрике «Победа»
                                        Во время обеда
                                        Случилась беда –
                                        Пропала еда!
                                        Ты съел? – Да!

ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos – бегущий обратно) -  стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. Жанр экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.)

ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки - с первой буквой первой.

Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...

                        (Иван Овчинников)

ГЕТЕРОГРАММА (равнобуквица) - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.   Гетерограммы в музее рифмы...

Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.

             (С. Федин)

Что вы простонете?
Что вы просто не те?

Разведу руками - мир стоит
Разве дураками мир стоит?

                      (Д. Авалиани)

0

3

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

   ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ -  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

МЕТАФОРА
(греч. metaphora — перенесение) -  троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

                            Век девятнадцатый, железный,
                            Воистину жестокий век!
                            Тобою в мрак ночной, беззвездный
                            Беспечный брошен человек!

                                                                   (А. Блок)

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

                                Театр уж полон, ложи блещут;
                                Партер и кресла, всё кипит...

                                                             (А.С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

                                 Колокольчики мои,
                                 Цветики степные!
                                 Что глядите на меня,
                                 Тёмно-голубые?
                                 И о чём звените вы
                                 В день весёлый мая,
                                 Средь некошеной травы
                                 Головой качая?

                                                  (А.К. Толстой)

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части  вместо целого  или наоборот.

                             - Скажи-ка, дядя, ведь недаром
                               Москва, спалённая пожаром,
                               Французу отдана?

                                                (М. В. Лермонтов)

СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .

                             Буря мглою небо кроет,
                             Вихри снежные крутя;
                             То, как зверь она завоет,
                             То заплачет, как дитя…

                                                      (А.С. Пушкин)

ОБРАЗ -  обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

                              Не ветер бушует над бором,
                               Не с гор побежали ручьи,
                               Мороз - воевода дозором
                               Обходит владенья свои.

                                                    (Н.А. Некрасов)

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) -  образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа (лев - сила, власть; правосудие -  женщина с весами).В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча). В литературе многие аллегорические образы взяты из фольклора и мифологии.

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и основанное на резких контрастах и преувеличениях.

                                  Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
                                  Дикие проклятья дорогой изрыгая.
                                  И вижу: сидят людей половины.
                                  О дьявольщина! Где же половина другая?

                                                                        (В. Маяковский)

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

                             Слуга влиятельных господ,
                             С какой отвагой благородной
                             Громите речью вы свободной
                             Всех тех, кому зажали рот.

                                                                 (Ф.И. Тютчев)

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) -  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь)  -  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

                              О весна без конца и без краю -
                              Без конца и без краю мечта!

                                                                  ( А. Блок)

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к, при и littera - буква) -  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

                              Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
                              Величавый возглас волн.
                              Близко буря. В берег бьется
                              Чуждый чарам черный челн…

                                                        (К. Бальмонт)

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) -  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

                                  Ты и убогая,
                                  Ты и обильная,
                                  Ты и забитая,
                                  Ты и всесильная,
                                  Матушка-Русь!…

                                               (Н.А. Некрасов)

АНТИТЕЗА ( греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов. "Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок..." (С.Есенин).

                              Ты богат, я очень беден;
                               Ты прозаик, я поэт;
                               Ты румян, как маков цвет,
                               Я, как смерть, и тощ и бледен.

                                                                   (А.С. Пушкин)

АНТИФРАЗ – употребление слова в противоположном смысле («герой»,«орёл», «мудрец»…).

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть
На них медведь разинул пасть …

                            (А.Н. Крылов)

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!

                            (А.С. Пушкин)

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

                               Ночь, улица, фонарь, аптека,
                               Бессмысленный и тусклый свет.
                               Живи ещё хоть четверть века -
                               Всё будет так. Исхода нет.

                                                                       (А. Блок)

МНОГОСОЮЗИЕ
(полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску («И скучно и грустно, и некому руку подать…» М.Ю. Лермонтов). Противоположная фигура - бессоюзие.

ГРАДАЦИЯ - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи.

                            Не жалею, не зову, не плачу.
                             Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
                             Увяданья золотом охваченный,
                             Я не буду больше молодым.

                                                               (С. Есенин)

ИНВЕКТИВА (позднелат. invectiva oratio - бранная речь) – резкое обличение, осмеяние реального лица или группы лиц; разновидность сатиры(«А вы, надменные потомки…», М.Ю. Лермонтов)

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка)  - изменение обычного порядка слов в предложении для придания им особого смысла. Как правило, в обратном порядке ("Преданья старины глубокой" А.С. Пушкин).

КОЛЬЦО - звуковой или лексический повтор в начале и конце какой-либо речевой конструкции («Коня, полцарства за коня!», В. Шекспир).

                                                    Напрасно!
                           Куда не взгляну я, встречаю везде неудачу,
                           И тягостно сердцу, что лгать я обязан всечасно;
                           Тебе улыбаюсь, а внутренне горько я плачу,
                                                    Напрасно!

                                                                             (А.А. Фет)

МЕТАТЕЗА (греч. metathesis – перестановка) – перестановка звуков или слогов в слове или фразе. Используется как комический приём (обветрится – обвертится, перепёлка – пеперёлка, в траве кузнел сидечик…)

КАТАХРЕЗА (греч.katachresis - злоупотребление) - сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами...). Катахреза сродни оксиморону.

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик...).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. 

                                В синем море волны плещут.                     
                                 В синем небе звезды блещут.   
                                     
                                                               (А. С. Пушкин) 
   
Мчаться тучи, вьются тучи...
                                    (М.Ю. Лермонтов)

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ХИАЗМ (греч. chiasmos) - вид параллелизма: расположение двух частей в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

                                 Выходит Пётр. Его глаза
                                 Сияют. Лик его ужасен.
                                 Движенья быстры. Он прекрасен,
                                 Он весь, как божия гроза.

                                                               (А. С. Пушкин)

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

СИЛЛЕПС (греч.syllepsis – захват) – объединение неоднородных членов в общем смысловом или синтаксическом подчинении («У кумушки глаза и зубы разгорелись», А.Н. Крылов). Часто используется в комических целях («за окном идёт дождь, а у нас – концерт»).

СИМПЛОКА (греч. symploke - сплетение) - повторение начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («И я сижу, печали полный, один сижу на берегу»).

СТЫК - звуковой повтор на грани двух смежных слов, стихов, строф или предложений.

                            О весна без конца и без краю -
                             Без конца и без краю мечта!
                             Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
                             И приветствую звоном щита!

                                                                    (А. Блок)

ЭВФЕМИЗМ (греч. euphemismos, от eu – хорошо, phemi – говорю) – замена неприличных, грубых, деликатных слов или выражений более неопределёнными и мягкими (вместо «беременная» - «готовится стать матерью», вместо «толстый» - «полный» и т.п.).

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение)  - пропуск в речи  подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста.

                                  День в тёмную ночь влюблён,
                                  В зиму весна влюблена,
                                  Жизнь – в смерть…
                                  А ты?... Ты в меня!

                                                       (Г. Гейне)

ЭМФАЗА (греч. emphasis – указание, выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п. («Я это вам говорю»).

ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -  образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»…).

                              Я помню чудное мгновенье!
                              Передо мной явилась ты,
                              Как мимолётное виденье,
                              Как гений чистой красоты.

                                                         (А.С. Пушкин)

ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма - вид эпифоры (повтор последних звуков).

                                               Вот на берег вышли гости,
                                               Царь Салтан зовёт их в гости...

                                                                                  (А. С. Пушкин)

0

4

РИФМОВКА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ.

  РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Основные способы рифмовки:

1.Смежная рифмовка  «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, -
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

                                      (А. Прокофьев)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал – истратил слишком много,
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога.

                                      (А. Ахматова)

3. Кольцевая рифмовка
(охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне.
За хуторами, на бахчах,
В нежарких солнечных лучах
Краснеют бронзовые дыни…

                                            (А. Бунин)

4. Холостая рифмовка «АВСВ».
Первый и третий стих не рифмуются.

            Травка зеленеет,
            Солнышко блестит,
            Ласточка с весною
            В сени к нам летит.

                          (А.Н. Плещеев)

    5. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах. Наиболее известные формы: октава, сонет, рондо, терцина, триолет, лимерик и пр.
    Пример смешанной рифмовки:

                            Ревёт ли зверь в лесу глухом,
                            Трубит ли рог, гремит ли гром,
                            Поёт ли дева за холмом -
                                       На всякий звук
                            Свой отклик в воздухе пустом
                                      Родишь ты вдруг.

                                                   (А.С. Пушкин)

    ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC...(«Божественная комедия» Данте).

                             Земную жизнь пройдя до половины,
                             Я очутился в сумрачном лесу,
                             Утратив правый путь во тьме долины.
                         

                             Каков он был, о, как произнесу,
                             Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
                             Чей давний ужас в памяти несу!

                         

                             Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
                             Но, благо в нем обретши навсегда,
                             Скажу про все, что видел в этой чаще…

                                                                                 (А. Данте)

    ЛИМЕРИК  - пятистишие, написанное анапестом, с рифмовкой ААВВА. В лимериках  3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

                                  Жил-был старичок у причала,
                                  Которого жизнь удручала.
                                  Ему дали салату
                                  И сыграли сонату,
                                  И немного ему полегчало.

                                                                      (Э. Лир)

    ТРИОЛЕТ -  восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

                               Ты промелькнула, как виденье,
                               О, юность, быстрая моя,
                               Одно сплошное заблужденье!
                               Ты промелькнула, как виденье,
                               И мне осталось сожаленье,
                               И поздней мудрости змея.
                               Ты промелькнула, как виденье,—
                               О, юность быстрая моя!

                                                           (К. Бальмонт)

МОНОРИМ  -   стих, построенный на одной рифме - монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…),редкий в   европейской поэзии, но широко распространённый  в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард...   Пример фарда:

                             Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,
                             Когда уверен ты, что будет толк.

                                                                           (Саади)

    РУБАИ - рифмовка  в восточной поэзии по схеме ААВА.

                         В колыбели – младенец, покойник в гробу:
                         Вот и всё, что известно про нашу судьбу.
                         Выпей чашу до дна и не спрашивай много:
                         Господин не откроет секрета рабу.

                                                                      (Омар Хайям)

    ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между  собой.

                                      Опьяняет  смелый  бег,
                                      Овевает     белый   снег,
                                      Режут  шумы   тишину,
                                      Нежат  думы про весну
.
                                                                (В. Брюсов)

        Рифмовка 4+4 ("квадратная рифмовка") -  рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

                            А затем прощалось лето
                            С полустанком. Снявши шапку,
                            Сто слепящих фотографий -
                            Ночью снял на память гром.

                            Мёрзла кисть сирени. В это
                            Время он, нарвав охапку
                            Молний, с поля ими трафил
                            Озарить управский дом.
                                                (Б.Л. Пастернак)

       Рифмовка 3+3 ("треугольная рифмовка") - рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

                            А потом мне снились горы -
                            В белоснежных одеяньях
                            Непокорные вершины,

                            И хрустальные озёра
                            У подножий великаньих,
                            И пустынные долины...

                                                       (В. Невский)

0

5

господи...

0

6

круто))))))))))))))))))

0

7

antihater написал(а):

господи...

Что такое???? Ты удивлен???  :glasses:

And Veee написал(а):

круто))))))))))))))))))

Я рада))) читайте и просвещайтесь!  ;)
Все для вас)

0

8

да не то, чтоб удивлен. я школьную программу то по ремеслу стихоплета не выучил. а тут оказывается наука маячит.

0

9

antihater написал(а):

да не то, чтоб удивлен. я школьную программу то по ремеслу стихоплета не выучил. а тут оказывается наука маячит.

Ну учиться ни когда не поздно)
все для того чтоб вы могли всем утереть нос!
Если есть вопросы на все постараюсь ответить)))
:question:  :writing:

0

10

есть вопрос, который меня душит изначально. почему все помешаны на созвучиях, но в штыки относятся к квадратам?

0

11

Смотри отдельную тему!

0

12

Стих Пушкина Зимнее утро к какому виду можно отнести, что-то сама никак не разберусь?

0


Вы здесь » Amadeo Battles » Школа Игры Слов » Справочник по стихосложению